Для решения этих задач будем использовать методы теории множеств и принцип включения-исключения.
Задача 1:
У нас есть два вида мороженого: «Эскимо» и «Пломбир». Известно, что 24 учащихся купили мороженое, 15 из них выбрали «Эскимо», а 17 — «Пломбир».
Обозначим:
- ( x ) — количество человек, которые купили только «Эскимо».
- ( y ) — количество человек, которые купили только «Пломбир».
- ( z ) — количество человек, которые купили оба вида мороженого.
Из условий задачи:
- ( x + z = 15 ) (всего купили «Эскимо»).
- ( y + z = 17 ) (всего купили «Пломбир»).
- ( x + y + z = 24 ) (всего купили мороженое).
Решим систему уравнений:
- ( x + z = 15 )
- ( y + z = 17 )
- ( x + y + z = 24 )
Из уравнения 1 выразим ( x ): ( x = 15 - z ).
Из уравнения 2 выразим ( y ): ( y = 17 - z ).
Подставим ( x ) и ( y ) в уравнение 3:
[ (15 - z) + (17 - z) + z = 24 ]
Развернем и упростим:
[ 32 - z = 24 ]
[ z = 8 ]
Теперь найдём ( x ) и ( y ):
[ x = 15 - z = 15 - 8 = 7 ]
[ y = 17 - z = 17 - 8 = 9 ]
Таким образом:
- 7 человек купили только «Эскимо».
- 9 человек купили только «Пломбир».
- 8 человек купили оба вида мороженого.
Задача 2:
Обозначим множества:
- ( A ) — туристы, знающие немецкий (30 человек).
- ( B ) — туристы, знающие английский (28 человек).
- ( C ) — туристы, знающие французский (42 человека).
Даны пересечения:
- ( |A \cap B| = 8 )
- ( |B \cap C| = 10 )
- ( |A \cap C| = 5 )
- ( |A \cap B \cap C| = 3 )
Надо найти количество туристов, не владеющих ни одним языком, то есть дополнение объединения множеств ( (A \cup B \cup C) ).
Используем принцип включения-исключения:
[
|A \cup B \cup C| = |A| + |B| + |C| - |A \cap B| - |B \cap C| - |A \cap C| + |A \cap B \cap C|
]
Подставим значения:
[
|A \cup B \cup C| = 30 + 28 + 42 - 8 - 10 - 5 + 3 = 80
]
Таким образом, количество туристов, не владеющих ни одним языком:
[
100 - |A \cup B \cup C| = 100 - 80 = 20
]
Ответ: 20 туристов не владеют ни одним из указанных языков.