Для определения силы притяжения между двумя телами с массами ( M_1 ) и ( M_2 ), находящимися на расстоянии ( R ), используется закон всемирного тяготения, который был сформулирован Исааком Ньютоном. Формула для расчета силы тяготения выглядит следующим образом:
[
F = G \frac{M_1 \cdot M_2}{R^2}
]
где:
- ( F ) — сила притяжения между двумя телами,
- ( G ) — гравитационная постоянная, равная примерно ( 6.674 \times 10^{-11} \, \text{м}^3 \cdot \text{кг}^{-1} \cdot \text{с}^{-2} ),
- ( M_1 ) и ( M_2 ) — массы двух взаимодействующих тел,
- ( R ) — расстояние между центрами масс этих тел.
Для реализации этой формулы на языке программирования Pascal, можно написать следующую программу:
program GravitationalForce;
var
M1, M2, R: Real;
F: Real;
G: Real;
begin
{ Инициализация гравитационной постоянной }
G := 6.674 * 1e-11;
{ Ввод значений масс и расстояния }
Write('Введите массу первого тела (в кг): ');
ReadLn(M1);
Write('Введите массу второго тела (в кг): ');
ReadLn(M2);
Write('Введите расстояние между телами (в м): ');
ReadLn(R);
{ Вычисление силы притяжения }
F := G * (M1 * M2) / (R * R);
{ Вывод результата }
WriteLn('Сила притяжения между телами: ', F:0:10, ' Н');
end.
Пояснения:
Инициализация гравитационной постоянной: Гравитационная постоянная ( G ) записывается с использованием научной нотации в Pascal как ( 6.674 \times 10^{-11} ).
Ввод данных: Программа запрашивает у пользователя ввод массы каждого тела и расстояния между ними. Введенные данные сохраняются в переменные типа Real
.
Вычисление силы: Уравнение силы притяжения реализовано путем умножения гравитационной постоянной на произведение масс и деления на квадрат расстояния.
Вывод результата: Результат выводится с точностью до 10 знаков после запятой.
Эта программа позволяет рассчитать силу притяжения между двумя телами в соответствии с законом всемирного тяготения Ньютона.